Евгений Проценко

Для чего нужны группы?

Евгений Проценко
  • Директор реабилитационных программ фонда «Старый Свет»
  • Учредитель и член Совета Христианского благотворительного фонда «Старый Свет»
  • Христианский психолог, консультант по проблеме зависимостей

Созависимость и общность

Средства и способы достижения истинной общности
Человек, как говорит нам Священное Писание, создан, чтобы жить в общении, общности с Богом и другими людьми («И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному» — Быт. 2:18), то есть, создан существом общинным.
Слова «общение», «общность» и однокоренные им слова «община», «сообщество» в большинстве современных европейских языков имеют форму, восходящую к латинскому communis, communitas, communio (ср. англ. «communication», «community», фр. «communication», «communaute», «commune» — в русском языке с ними связаны слова «коммуна», «коммунальный», и даже «коммунизм»).

Исходные латинские формы, как мы видим, имеют приставку СОМ- (СО-), означающую совместность, взаимодействие, и корень MUNUS, основные значения которого: «служение», «милость», «дар», «жертва», «бремя». То есть, изначальный смысл этих слов с очевидностью связан со служением друг другу и Богу, взаимной милостью, совместной (или приносимой друг другу и Богу) жертвой, «несением бремен друг друга». Недаром латинское название главнейшего христианского Таинства — Евхаристии, причастия, ради которого, прежде всего, и существует сама Церковь и все, что в ней есть — communio.
Итак, общение и общность означают изначально важнейшие и желаннейшие для человека состояния, основа которых — истинная жертвенная Любовь. Однако, в падшем, оторванным от Бога мире, эти состояния недостижимы, поскольку люди, в силу своей испорченной грехом природы, отделены от Источника этой Любви, а значит — не способны являть ее даже своим близким, в том числе и своим детям.
Именно поэтому место любви столь часто занимает страх, вместо веры, то есть, способности видеть Бога центром мироздания, у человека расцветает самость, эгоизм- то есть, помещение в этот центр себя самого. А из этих почвы и корней вместо общности вырастает ствол созависимости — психологического синдромокоплекса, хорошо знакомого большинству людей.

Этот ствол служит основой для развития самых разнообразных зависимостей (от химических веществ — алкоголя и наркотиков, от азартных игр, от секса, от работы, от другого человека и т. д.).

Перечень видов зависимостей бесконечен, однако все они имеют одну природу и очень похожие проявления (не смотря на кажущиеся внешние различия).

Последствия всех видов зависимости (даже самых, казалось бы, «невинных») одинаково разрушительны для личности человека, для его здоровья, а также для всех его родственников и его любых социальных связей.

Наиболее же разрушительны духовные последствия зависимости, к которым относятся искажение системы ценностей, смещение целей, размывание границ между добром и злом — и все новые и новые, порой непреодолимые, препятствия для полноценного общения человека с Богом.

Одним из свойств зависимости является ее способность легко «перетекать» из одного вида в другой, несколько изменяясь при этом во внешних проявлениях, но оставаясь неизменной по сути, и продолжая разрушать свою жертву — зависимого по своей природе человека.
Как показывает опыт многих десятилетий, преодолеть этот порочный круг невозможно с помощью только медицинских, только психологических или только социальных мер.

Для того, чтобы человек и общество могли справиться с проблемой созависимости, необходимо то, что содействует воссозданию общности людей с Богом и друг с другом.

Средства и способы достижения
истинной общности

Несомненно, главнейшим из этих средств, инструментов является Церковь с ее Богоустановленными Таинствами, и прежде всего — Святым Причастием.

Однако, вспомним, что прежде, чем это таинство было установлено Иисусом Христом на Его Последней Вечери, и прежде, чем в день Пятидесятницы Духом Святым была учреждена сама Церковь, Христос начал Свое служение в самом тесном общении с учениками-апостолами, проповедуя им и научая их самым разным аспектам веры.

Именно это служение и то, что происходило в процессе его с постоянно участвующими в нем людьми, создало в них (и из них) основу для Церкви, дало им возможность принять Духа Святого и стать истинной Церковью.

Если говорить о психологическом аспекте этого Христова служения, то мы видим, как наш Господь использовал в нем то, что на современном психологическом языке можно было бы назвать «стратегией малых групп».
Ведь, действительно, в начале своего служения Он выбрал себе последователей — малую группу, состоявшую первоначально из 12 обычных необразованных молодых людей. Именно из этих людей Христос начал создавать «основание» Церкви.

Большая часть служения Христа прошла в ежедневном общении с этими людьми. Он учил их любить друг друга, и нести добрую весть другим людям. Он ел, говорил, спал, ходил, плавал по морю, рыбачил и молился с этими людьми. Проводя с ними дни и ночи, Иисус явно показал, что Он был истинным человеком и воплощенным Богом; при этом Он и Сам являл потребность в человеческом общении и поддержке: «…вы пребыли со Мною в напастях Моих» (Лк. 22:28).
Опыт, полученный апостолами в «малой группе» был использован Господом для того, чтобы начать Церковь; Ранняя Церковь сама представляла собой «малую группу», участники которой собирались, чтобы поддержать друг друга и поделиться друг с другом «Доброй Вестью». Других людей эта община — Церковь — привлекала потому, что они видели внутри нее любовь людей друг к другу.

Эти группы первоначально каждый день собирались вместе в своих домах: вместе ели, молились Богу, и другие люди приходили присоединиться к ним. («И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» — Деян., 2:46−47).

Многие христианские общины на протяжении долгих лет являлись «малыми группами»: Св. Франциск Ассизский использовал малую группу для молитвы, обучения и служения, группы использовались анабаптистами, обществом друзей («квакеров») и лютеранами.

Методистское Возрождение, руководимое Джоном Весли, основывалось, прежде всего, на использовании малых групп для взаимной исповеди друг другу («Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться…» — Иаков, 5:16), чтобы воодушевить и поддержать других в преодолении искушений и возрастании в жизни со Христом.

Методисты использовали «группы» и «занятия», которыми руководили светские люди, чтобы еженедельно сообщать о своем духовном продвижении, своих нуждах и проблемах, чтобы получить поддержку от других и помолиться вместе.

Сегодня Церковь по всему миру использует «летучие» группы и очевидна польза от существования при церквях групп, оказывающих людям поддержку как в самом процессе воцерковления (группы катехизации и изучения Священного Писания) и приходском служении (группы диаконии и социального служения), так и в решении самых разнообразных личностных проблем (группы самопомощи).

Важно отметить, что, хотя среди мирян и священнослужителей существуют разные, порой полярные, точки зрения на возможность использования групп, летом 2005 года Святейший Патриарх благословил создание групп самопомощи при церковных приходах Русской Православной Церкви.

В своем обращении к священнослужителям и мирянам Его Святейшество, в частности, пишет: «Уже многие годы в Ново-Спасском, Даниловом монастырях и некоторых других храмах Москвы успешно действуют группы самопомощи, где ведется работа по реабилитации страждущих от алкоголизма и наркозависимости, оказывается помощь их родственникам. Некоторые храмы уже предоставили помещения для занятий групп. Благодаря внимательному и доброжелательному участию и заботе прихожан и священства храмов, участники групп со временем обретают путь к Богу и Церкви, становясь прихожанами этих монастырей и храмов. Видя реальные успехи и благие плоды деятельности подобных групп, Мы приветствуем и благословляем продолжать это благое начинание на приходах Первопрестольного града Москвы».

Какие бывают группы ?

Группы могут быть самыми разнообразными по своему составу, количеству, цели, методам и способам работы.

Одна из возможных классификаций групп приводится христианским специалистом Д. Смитом.

Согласно этой классификации, все различные группы можно подразделить на следующие виды:
Важнейшие процессы, происходящие на терапевтических группах, хорошо иллюстрируются схемой, предложенной психологами Джозефом Лафтом и Гарри Инграмом (и названной, по именам авторов, «окном Джогари»):
Значимость такого осмысления и осознания себя и своего поведения в результате самораскрытия перед другими людьми («хождение в свете») подчеркнута в апостольском послании Св. Иоанна (Ин, 1:5−10): «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
Группы, помогающие решать практические задачи, существуют и весьма эффективно работают в самых разнообразных областях человеческих взаимоотношений, внутри- и меж-личностных проблем.

В некоторых сферах, например, в образовании, особенно специальном, в определенных формах производственной деятельности, при подготовке целевых (в том числе — спортивных) команд, рабочих или учебных коллективов и т. д., группы играют важную вспомогательную роль.

В других же областях, таких например, как реабилитация зависимых людей, группы разного вида (учебные, дискуссионные, тренинговые, терапевтические группы, а также движения групп самопомощи), наряду со скрупулезной и длительной индивидуальной работой специалистов, являются главным средством, позволяющим решать такие проблемы.
Думается, что и в развитии приходской общины, в углублении взаимопонимания и в расширении возможностей взаимодействия ее членов групповые формы работы могут явиться (а в некоторых приходах уже давно являются) очень важной частью человеческих усилий по созиданию Церкви Христовой.
Делитесь в соц. сетях
Что делать, если душевная боль становится невыносимой?
Обращение за помощью – первый шаг на пути к изменениям.
Работа с психологом - один из способов получить помощь и поддержку, необходимую для страдающего человека. Опыт многих людей показывает, что нет ситуации столь безнадежной, чтобы ее нельзя было бы улучшить.
Читайте также: