Евгений Проценко

Для чего нужны группы?

Евгений Проценко
  • Директор реабилитационных программ фонда «Старый Свет»
  • Учредитель и член Совета Христианского благотворительного фонда «Старый Свет»
  • Христианский психолог, консультант по проблеме зависимостей

Созависимость и общность

Средства и способы достижения истинной общности
Человек, как говорит нам Священное Писание, создан, чтобы жить в общении, общности с Богом и другими людьми («И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному» — Быт. 2:18), то есть, создан существом общинным.
Слова «общение», «общность» и однокоренные им слова «община», «сообщество» в большинстве современных европейских языков имеют форму, восходящую к латинскому communis, communitas, communio (ср. англ. «communication», «community», фр. «communication», «communaute», «commune» — в русском языке с ними связаны слова «коммуна», «коммунальный», и даже «коммунизм»).

Исходные латинские формы, как мы видим, имеют приставку СОМ- (СО-), означающую совместность, взаимодействие, и корень MUNUS, основные значения которого: «служение», «милость», «дар», «жертва», «бремя». То есть, изначальный смысл этих слов с очевидностью связан со служением друг другу и Богу, взаимной милостью, совместной (или приносимой друг другу и Богу) жертвой, «несением бремен друг друга». Недаром латинское название главнейшего христианского Таинства — Евхаристии, причастия, ради которого, прежде всего, и существует сама Церковь и все, что в ней есть — communio.
Итак, общение и общность означают изначально важнейшие и желаннейшие для человека состояния, основа которых — истинная жертвенная Любовь. Однако, в падшем, оторванным от Бога мире, эти состояния недостижимы, поскольку люди, в силу своей испорченной грехом природы, отделены от Источника этой Любви, а значит — не способны являть ее даже своим близким, в том числе и своим детям.
Именно поэтому место любви столь часто занимает страх, вместо веры, то есть, способности видеть Бога центром мироздания, у человека расцветает самость, эгоизм- то есть, помещение в этот центр себя самого. А из этих почвы и корней вместо общности вырастает ствол созависимости — психологического синдромокоплекса, хорошо знакомого большинству людей.

Этот ствол служит основой для развития самых разнообразных зависимостей (от химических веществ — алкоголя и наркотиков, от азартных игр, от секса, от работы, от другого человека и т. д.).

Перечень видов зависимостей бесконечен, однако все они имеют одну природу и очень похожие проявления (не смотря на кажущиеся внешние различия).

Последствия всех видов зависимости (даже самых, казалось бы, «невинных») одинаково разрушительны для личности человека, для его здоровья, а также для всех его родственников и его любых социальных связей.

Наиболее же разрушительны духовные последствия зависимости, к которым относятся искажение системы ценностей, смещение целей, размывание границ между добром и злом — и все новые и новые, порой непреодолимые, препятствия для полноценного общения человека с Богом.

Одним из свойств зависимости является ее способность легко «перетекать» из одного вида в другой, несколько изменяясь при этом во внешних проявлениях, но оставаясь неизменной по сути, и продолжая разрушать свою жертву — зависимого по своей природе человека.
Как показывает опыт многих десятилетий, преодолеть этот порочный круг невозможно с помощью только медицинских, только психологических или только социальных мер.

Для того, чтобы человек и общество могли справиться с проблемой созависимости, необходимо то, что содействует воссозданию общности людей с Богом и друг с другом.

Средства и способы достижения
истинной общности

Несомненно, главнейшим из этих средств, инструментов является Церковь с ее Богоустановленными Таинствами, и прежде всего — Святым Причастием.

Однако, вспомним, что прежде, чем это таинство было установлено Иисусом Христом на Его Последней Вечери, и прежде, чем в день Пятидесятницы Духом Святым была учреждена сама Церковь, Христос начал Свое служение в самом тесном общении с учениками-апостолами, проповедуя им и научая их самым разным аспектам веры.

Именно это служение и то, что происходило в процессе его с постоянно участвующими в нем людьми, создало в них (и из них) основу для Церкви, дало им возможность принять Духа Святого и стать истинной Церковью.

Если говорить о психологическом аспекте этого Христова служения, то мы видим, как наш Господь использовал в нем то, что на современном психологическом языке можно было бы назвать «стратегией малых групп».
Ведь, действительно, в начале своего служения Он выбрал себе последователей — малую группу, состоявшую первоначально из 12 обычных необразованных молодых людей. Именно из этих людей Христос начал создавать «основание» Церкви.

Большая часть служения Христа прошла в ежедневном общении с этими людьми. Он учил их любить друг друга, и нести добрую весть другим людям. Он ел, говорил, спал, ходил, плавал по морю, рыбачил и молился с этими людьми. Проводя с ними дни и ночи, Иисус явно показал, что Он был истинным человеком и воплощенным Богом; при этом Он и Сам являл потребность в человеческом общении и поддержке: «…вы пребыли со Мною в напастях Моих» (Лк. 22:28).
Опыт, полученный апостолами в «малой группе» был использован Господом для того, чтобы начать Церковь; Ранняя Церковь сама представляла собой «малую группу», участники которой собирались, чтобы поддержать друг друга и поделиться друг с другом «Доброй Вестью». Других людей эта община — Церковь — привлекала потому, что они видели внутри нее любовь людей друг к другу.

Эти группы первоначально каждый день собирались вместе в своих домах: вместе ели, молились Богу, и другие люди приходили присоединиться к ним. («И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» — Деян., 2:46−47).

Многие христианские общины на протяжении долгих лет являлись «малыми группами»: Св. Франциск Ассизский использовал малую группу для молитвы, обучения и служения, группы использовались анабаптистами, обществом друзей («квакеров») и лютеранами.

Методистское Возрождение, руководимое Джоном Весли, основывалось, прежде всего, на использовании малых групп для взаимной исповеди друг другу («Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться…» — Иаков, 5:16), чтобы воодушевить и поддержать других в преодолении искушений и возрастании в жизни со Христом.

Методисты использовали «группы» и «занятия», которыми руководили светские люди, чтобы еженедельно сообщать о своем духовном продвижении, своих нуждах и проблемах, чтобы получить поддержку от других и помолиться вместе.

Сегодня Церковь по всему миру использует «летучие» группы и очевидна польза от существования при церквях групп, оказывающих людям поддержку как в самом процессе воцерковления (группы катехизации и изучения Священного Писания) и приходском служении (группы диаконии и социального служения), так и в решении самых разнообразных личностных проблем (группы самопомощи).

Важно отметить, что, хотя среди мирян и священнослужителей существуют разные, порой полярные, точки зрения на возможность использования групп, летом 2005 года Святейший Патриарх благословил создание групп самопомощи при церковных приходах Русской Православной Церкви.

В своем обращении к священнослужителям и мирянам Его Святейшество, в частности, пишет: «Уже многие годы в Ново-Спасском, Даниловом монастырях и некоторых других храмах Москвы успешно действуют группы самопомощи, где ведется работа по реабилитации страждущих от алкоголизма и наркозависимости, оказывается помощь их родственникам. Некоторые храмы уже предоставили помещения для занятий групп. Благодаря внимательному и доброжелательному участию и заботе прихожан и священства храмов, участники групп со временем обретают путь к Богу и Церкви, становясь прихожанами этих монастырей и храмов. Видя реальные успехи и благие плоды деятельности подобных групп, Мы приветствуем и благословляем продолжать это благое начинание на приходах Первопрестольного града Москвы».

Какие бывают группы ?

Группы могут быть самыми разнообразными по своему составу, количеству, цели, методам и способам работы.

Одна из возможных классификаций групп приводится христианским специалистом Д. Смитом.

Согласно этой классификации, все различные группы можно подразделить на следующие виды:
Обучающие, образовательные или тренинговые группы
Примерами таких групп могут быть интерактивные лекционные и семинарские занятия с постоянным составом учащихся, библейские и евангельские кружки, тематические семинары и симпозиумы, дискуссионные группы, катехизационные занятия в религиозной общине.

Цель таких групп — сообщение определенных знаний и информации, обмен идеями или мыслями, изучение Библии или какой-либо другой книги.

У этого типа групп обязательно есть ведущий, функции которого может выполнять учитель, преподаватель, священник, которые руководят ходом дискуссии, определяют форму подачи материала, способы проявления реакции слушателей (вопросы, темы, разыгрываемые сценки, различного рода «обратные связи» и т. д.).

По количеству участников эти группы могут значительно разниться — от 3−5 до нескольких десятков человек (в более многолюдной аудитории механизмы группового взаимодействия смогут осуществляться лишь фрагментарно и не постоянно).
Группы поддержки
К таким группам относят различные группы движений самопомощи, из которых наиболее известны «Анонимные Алкоголики», «Анонимные Наркоманы», группы родственников алкоголиков «Ал-Анон» и многие другие, а также христианские группы поддержки.

Цель этих групп — поделиться личными «опытом, силой и надеждой», чувствами радости и боли, побудить других рассказывать о себе, взаимная поддержка, особенно важная для людей, выздоравливающих от алкоголизма или другой зависимости.

Ведущий такой группы — это один из участников, выбранный группой для выполнения этой роли на определенное время (месяц, несколько месяцев). Группа следует определенным правилам и нормам проведения собраний. Участники должны сохранять конфиденциальность услышанного на группе, высказываться от первого лица, не давать советов, не разговаривать друг с другом во время собрания и т. д.

Количество участников в таких группах ничем не ограничено, и подобные группы могут состоять и из 2−3 человек, и из нескольких сотен или даже тысяч (на крупных конференциях) человек. Тем не менее, на практике численность большинства групп составляет 15−25 человек.
Терапевтические группы (или «обогащающие» «перерабатывающие» группы - process groups)
Это различного рода групповое консультирование и групповая психотерапия, некоторые группы личностного роста или «группы встреч» (encounter groups), группы гештальттерапии, психодрамы, арттерапии и многие другие.

Их цель: помочь участникам создать обстановку безопасности и доверия, в которой, под руководством ведущего, каждый мог бы говорить о различных, порой — самых сокровенных моментах своей жизни, своих чувствах и мыслях, осознавать и понимать скрытые мотивы своих действий. Такое осознание происходит благодаря возможности самораскрытия, самостоятельному анализу и так называемым «обратным связям» (т.е., словесным и поведенческим реакциям членов группы на высказывания и поступки кого-то из участников).

Ведет такие группы, как правило, человек со специальной подготовкой и соответствующим образованием — психотерапевт, психолог, консультант.

«Классическая» численность подобных групп — от 7 до 9 человек, хотя в некоторых случаях они могут значительно увеличиваться (как правило, не более, чем до нескольких десятков человек).
Важнейшие процессы, происходящие на терапевтических группах, хорошо иллюстрируются схемой, предложенной психологами Джозефом Лафтом и Гарри Инграмом (и названной, по именам авторов, «окном Джогари»):
Значимость такого осмысления и осознания себя и своего поведения в результате самораскрытия перед другими людьми («хождение в свете») подчеркнута в апостольском послании Св. Иоанна (Ин, 1:5−10): «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
Группы, помогающие решать практические задачи, существуют и весьма эффективно работают в самых разнообразных областях человеческих взаимоотношений, внутри- и меж-личностных проблем.

В некоторых сферах, например, в образовании, особенно специальном, в определенных формах производственной деятельности, при подготовке целевых (в том числе — спортивных) команд, рабочих или учебных коллективов и т. д., группы играют важную вспомогательную роль.

В других же областях, таких например, как реабилитация зависимых людей, группы разного вида (учебные, дискуссионные, тренинговые, терапевтические группы, а также движения групп самопомощи), наряду со скрупулезной и длительной индивидуальной работой специалистов, являются главным средством, позволяющим решать такие проблемы.
Думается, что и в развитии приходской общины, в углублении взаимопонимания и в расширении возможностей взаимодействия ее членов групповые формы работы могут явиться (а в некоторых приходах уже давно являются) очень важной частью человеческих усилий по созиданию Церкви Христовой.
Делитесь в соц. сетях
Что делать, если душевная боль становится невыносимой?
Обращение за помощью – первый шаг на пути к изменениям.
Работа с психологом - один из способов получить помощь и поддержку, необходимую для страдающего человека. Опыт многих людей показывает, что нет ситуации столь безнадежной, чтобы ее нельзя было бы улучшить.
Читайте также: