Христианский психолог, консультант по созависимости, редактор сайта codependency.ru

Что такое обида

Обида одно из наиболее часто встречающихся негативных чувств в отношениях между людьми. Однако, мы редко задумываемся о том, как разрушительна обида. Подобно невидимой радиации, обида влияет не только на отношения между людьми, но и разъедает душу человека, деформируя его отношения с самим собой, другими людьми и Богом.
Обида является реакцией на реальную или воображаемую агрессию, предательство, нарушение открытых и негласных договоренностей и ожиданий, и переживается на телесном уровне, на уровне межличностных отношений, на уровне социальных связей, на уровне личностных ценностей. Бытовой язык приписывает слову «обида» разрушительные атрибуты: обида – глубокая обида, жгучая обида, горькая обида, кровная обида, нестерпимая обида, жестокая обида, острая обида, смертельная обида, тяжкая обида.

Психологи знают, насколько разрушительными бывают обиды и как трудно помочь человеку, который захвачен обидой. Человек вновь и вновь растравляет себя воспоминаниями о причиненном зле, постоянно «пережевывая» свои эмоции: боли, гнева, ярости, жалости к себе, чувства вины, беспомощности и безысходности.

Обида – это не просто чувство, а своеобразное, психофизиологическое, душевное и духовное состояние, отличающееся устойчивостью и длительностью.

Наблюдение за феноменологией переживания обиды дает возможность выделить определенную структуру, состоящую из эмоционального, когнитивного и волевого компонента.

Обида = эмоции + мысли + воля

Вот как описывают свои состояния люди, участвовавшие в исследовании переживания обиды
Эмоции
Боль и гнев
- «Боль такая не хилая. Внутри как будто тебе втыкали такой штырь с шипами, рвали душу и всё остальное»;
- «Больно настолько, что я просто не знала, куда это деть. Мне даже хотелось самой себе причинить боль, чтобы просто меньше
чувствовать душевную боль. Хотелось биться головой о стену и ещё что-нибудь, чтобы так внутренне не было больно»;
- «Мне очень больно. Я не знаю, но мне кажется, что с физической болью это не сравнить»;
- «Я думаю, что боль от обиды будет всё время со мной. Я внутренне смирилась с тем, что это как отметина, как родимое пятно. Я буду стареть, кожа будет стареть, а родимое пятно так и будет у меня»;
- «Гнев очень сильный, боль, отчаяние, беспомощность, абсолютная незащищенность. И вот такое отчаяние от того, что не можешь себя защитить. И никто не может тебя защитить - вот это самое страшное»;
- «Гнев, бессилие, тревожность, отсутствие возможности что-либо изменить, незащищенность»;
- «Один раз я выругалась матом, но я не ругаюсь матом обычно. Я бью свою кровать»;
- «Я упашусь как лошадь, устану, чтобы не было даже сил об этом думать. Замещаю эти чувства чем-то. Гнев на папу замещаю гневом на работу. Очень удобно».

Жалость к себе
- «Саможаление — это мой бич, потому что я постоянно пытаюсь на кого-то возложить вину за свои страдания. Постоянно себя чувствую несчастной, обиженной... хуже всех. Самой угнетённой. Не знаю, что с этим делать»;
- «Мне жалко себя. Жалко, что всё это пришлось пережить, пройти через всё это. Мне жалко безумно»;
- «Какое-то сожаление о том, что я всё делала, делала, делала, а этого никто не ценил. Мне себя очень жалко».

Мысли
Переживание чувства обиды начинается с эмоций боли, гнева, жалости к себе и т.д., но чувства и эмоции быстро угасают, если на них не оказывает влияние разум. Преодоление обиды оказывается трудным, вследствие того, что чувства подпитываются определённым мыслительным процессом. Обижающийся человек обдумывает ситуацию обиды, часто ведет с обидчиком внутренний диалог и, вопреки своему желанию, не может разрушить психологическую связь с обидчиком и ситуацией обиды.
- «Я думаю, что это было несправедливо по отношению ко мне. Неприемлемо и ненормально»;
- «Это несправедливо по отношению ко мне, так не должно быть. У меня нет достаточных сил как-то на это повлиять и изменить. Мне причиняет боль по сути самый близкий мне человек. Это разрушает всю картину мира»;
- «Я желала ему смерти. Это сейчас мне сложно с Богом разговаривать, а на тот момент я с Богом очень много общалась на тему: «Желательно забрать его душу». Я не чувствовала вины. Более того, мне казалось, что я имею право об этом просить, потому что настолько он превращает мою жизнь в ад. У меня были эти мысли очень долго. Я его ненавидела до такой степени, что я думала: «Хорошо бы он задохнулся в подушку, сам по себе выпал из окна». «…у меня был один вопрос, он грустный, изумлённый, он с каким-то оттенком, что «как же так можно? Ну как так можно поступать, чтобы вот так превращать жизнь своего ребенка в ад?». «Я понимаю, что это произошло и это, к счастью, в прошлом. Но так не должно быть!»;
- «Я её постоянно критикую. И пытаюсь вспомнить какие-то прошлые ситуации, которые давно уже закончились, и говорю, что это является причиной каких-то моих неудач в настоящем»;
- «Постоянно негативный диалог, который загонял меня ниже плинтуса, я в этом состоянии, стиснув зубы, чего-то делала, но действия мои были безрезультатны. Постоянно негативный диалог непрекращающийся, разной интенсивности»;
- «Если бы я соответствовала её ожиданиям, если бы я лучше работала, лучше удовлетворяла её потребности, она бы, наверное, меня любила. Если я на неё обижаюсь, то я нехорошая, она не будет меня любить, потому что она любит только хороших. Да, она не будет меня любить, если я буду на неё обижаться. Нельзя гневаться на маму, потому что она не будет меня любить. Если я сейчас буду на неё гневаться, то кто меня будет любить? Никто! Если меня даже собственная мама не будет любить, то все другие тоже».

Воля
В процессе переживания обиды присутствует волевой компонент. Воля может быть направленна на непрощение и месть или на прощение и примирение.
Воля не прощать обиду, в связи с выгодой от обиды
- «Обида — это хороший способ никогда не чувствовать себя ни в чём виноватой. На работе легче обидеться, чем признать, что ты что-то не доделал. И почувствовать, что тебя все не любят или ненавидят, а на самом деле может быть проблема в тебе заключается. Это чувство транслируется на других тоже. То, что ты не преодолел, позволяет тебе сказать, что «как все виноваты! Я ничего не могу. Всё нормально. Зачем что-то менять, если у меня нет на это ресурсов, потому что все кругом эту ситуацию спровоцировали?»;
- «Обида заставляет меня не жить. Потому что жить страшно. Потому что жить, это значит неизвестность. Это может вообще случиться всякое, разное, мало предсказуемое, с неопределенными последствиями»;
- «Обиду надо на что-то заменить, не бывает же пустоты. Пока я не знаю этого заменителя. Всё, что было плохого в моей жизни, я должна хотя бы как-то пережить, и обида даёт мне возможность это пережить»;
- «Я, наверное, и обижаюсь, чтобы как-то... доказать миру, что я тут ещё есть»;
- «Мне выгодно иногда позицию жертвы занимать. Как хорошо, меня обидели, я вот такая жертва хожу! Если я — жертва, то я тот, кому немножко будут должны, но я же жертва, я же пострадала! Поэтому вот «Господи! Я же пострадала. Не желаешь это компенсировать?» Это выгодно. Мне кажется, я могла бы его простить, у меня бы родилось это, если бы где-то там я не читала, что прощение связано с любовью. Чтобы его простить, мне нужно его любить. А чего его любить?»;
- «Пока желания простить нет. Пока слишком сильная ненависть. Единственно, на что я готова, это не общаться. Вообще, вот желание вычеркнуть его из своей жизни или общаться по минимуму»;
- «Я ещё не доросла до того, чтобы их простить, наверное, и понять, что это прощение крайне необходимо, скажем»;
- «А по поводу прощения... Есть некое понимание в голове, но это не опустилось на уровень души»;
- «Потребности нет. Необходимость, но не потребность. Я понимаю, что это надо делать. Но, хочу ли я это сделать? Нет. Не хочу. Но надо, да. Нет, простить можно. Но на данный момент я не хочу, потому что мне это ещё нужно. Можно пойти её закопать, где-нибудь. И похоронить! И крестик поставить из веточек! Не знаю, мне кажется, можно с ней что-то делать, если ты хочешь от неё избавиться. Вот я сейчас не хочу»;
- «Нет, я хочу, наверное, прожить эти чувства. Потому что если я сейчас её удалю, то куда же мне негативные чувства складывать и проживать покинутость, непринятие, ущемление моих желаний и так далее? Я тридцать пять лет жила и не обижалась ни на кого. А теперь я три дня пообижалась, и Вы предлагаете мне взять и перестать. Но тогда вообще смысл всего этого? Я хочу попользоваться по полной. Если бы я себе купила шикарное платье, одела бы его один раз, Вы бы мне сказали: «Выкинь его в помойку!» Нет, я может быть хочу его сносить до дыр, потом его выкинуть в помойку. Я ещё пока даже не обиделась очень сильно»;
- «Какая-то упёртось, наверное, мне мешает простить. Не знаю, нежелание, наверное, отсутствие желания».
Воля не прощать обиду по причине желания взять реванш или получить компенсацию
- «Я не хочу, чтобы мой отец понёс какое-либо наказание в этой жизни за какие-то вещи, которые он сделал по отношению ко мне. Но, если говорить о том, чтобы он испытывал чувство счастья в этой жизни, я бы, наверное, на эту тему точно не сильно бы обрадовалась. Потому что есть какое-то такое внутри плохое чувство, что, если отец будет счастливее меня, это будет несправедливо»;
- «Хочется очень его научить, чтобы больше он так не делал, и чтобы он пересмотрел свою жизнь. Просто хотя бы чуть-чуть, наверное. Как воспитательный процесс, мне хочется, чтобы он почувствовал. То, что он делает, доставляет мне много боли. Мне хочется разделить её с ним»;
- «Мне бы хотелось, чтобы она часть этой ответственности взяла на себя. Благодарности, наверное, в том числе хочется, конечно. Она должна сказать: «Да, я была не права. Вся моя жизнь была неправильной. Я прошу прощения и сделаю всё, чтобы ситуация гармонизировалась. Помогу тебе в этом, в этом, в этом... Давай вместе решать накопившиеся проблемы»;
- «Честно, я хочу, чтобы меня оставили в покое. Мне всё время хотелось, чтобы она от меня отстала»;
- «На текущем этапе мне было бы достаточно, чтобы он хотя бы это признал то, что он сделал. Мне кажется, что мне стало бы легче»;
- «Что бы он хотя бы хоть как-то признал … что я вообще есть. Что у меня есть эмоции, чувства, и что я вижу, что с ним происходит, что он делает»;
- «Да. Мне до сих пор обидно, что он не попросил прощения. Наверное то, что меня держит и связывает невидимыми нитями, то, что мне очень-очень нужно, чтобы он мне просто в глаза сказал: «Прости!», потому что этого не было. Тогда было: «Ну самое главное, ты это, ну прости!». Ну вот раскаяния какого-то хочется. Мне хочется, чтобы он почувствовал... Если всё это связать, меня бесит, что он обесценивает, и что он так легко к этому относится, как будто бы он совсем не чувствовал боли, как будто бы он не взял из всей этой общий боли ни грамма на себя, а всё упало на меня. Мне просто хочется, чтобы он на грамм почувствовал боль. Мне хочется его побить чем-то, что-то сказать, уколоть, мне хочется, чтобы он почувствовал эту боль».
Переживание чувства обиды негативно влияет на межличностные отношения, что приводит к деформации или разрыву отношений с обидчиком, другими людьми, самим собой и Богом.
Как обида влияет на отношения
Переживание чувства обиды негативно влияет на межличностные отношения, что приводит к деформации или разрыву отношений с обидчиком, другими людьми, самим собой и Богом.
Отношения с собой
- «Да, я понимаю, что зациклилась на этом. Обида очень деструктивно влияет на меня саму. Я понимаю, что я застряла в одном чувстве»;
- «Откуда человеку известно, что он ценен сам по себе, если ему об этом никто никогда не говорил»;
- «Я себя считаю страшной, некрасивой, незаслуживающей любви, внимания, вообще какого-то уважения, которая абсолютно глупая, не может ничего нормально сделать. Я такое ничтожество, недостойное любви, не достойна счастья, а достойна только боли и страдания. Это полное отвержение себя, своих чувств, своих мыслей — себя и внешне и внутренне. Это колоссальная ненависть к себе. Ненависть и желание себе сделать больно. Это становится потребностью, когда нормальным состоянием становится жить в этой боли»;
- «Я оцениваю себя как личность, которая достигла много всего, которая «бороться и искать, найти и не сдаваться». Сильная личность, но она не вкусная. С точки зрения людей и Бога моя личность не вкусная, не интересная, не магнетическая, не волшебная, не тёплая, не женственная, не сексуальная»;
- «Я считаю себя конкретно недостойной чего-то хорошего»;
- «Я иногда задаю себе вопросы: «Зачем я здесь? Что я из себя представляю? Какую функцию я несу в этом мире?» Я пока не нахожу ответа на эти вопросы»;
- «Кто я — я не знаю. На данный момент я не знаю, кто я»;
- «Когда я не знала про обиду, то я считала, что я самая наиужаснейшая на свете. Понятно, что никакого чувства самоценности не было. И, наоборот, у меня было чувство самого ничтожнейшего существа на свете. У меня нет такого осознанного чувства самоценности, я стараюсь о себе как-то по-другому заботиться, но сейчас я к себе отношусь нейтрально или даже позитивно, нежели негативно. Я перестала с собой вести эти негативные диалоги постоянные. Я перестала себя бить, потому что, если человек хотя бы чуть-чуть ценен, к нему должно быть хорошее отношение. Я, наверное, поняла, что я не такая, как они меня представляют. Но, какая я на самом деле, я пока не могу сказать. Если бы я была хорошей, она меня любила бы и не делала то, что она делала. С другим человеком она бы не делала этого. Я не знаю насчёт виновата. Наверное, я этого достойна. Вот как»;
- «У меня спутано в плане даже моих целей каких-то. Она есть, но супер неосязаемое. С одной стороны я хочу семью, а с другой стороны думаю: «Блин! И зачем это нужно?» С одной стороны я хочу детей, я выросла в большой семье, а с другой стороны: «Блин! Это навязано обществом». Я не знаю, реально ли я хочу детей или нет. Я хочу отношений, но или я не хочу выбирать одиночество, или потому что у меня есть что-то к другому человеку. Внутри меня вот это борется, и я бы сказала, что я постоянно нахожусь на этой стадии неопределённости. Из-за этого я и устала, потому что Бог есть или нет? Я не могу сказать, что это доставляет мне радость и удовольствие».

Отношения с обидчиком
- «Общаемся мы очень мало. Практически нет отношений. Если только деловые моменты обсуждаем. Я стараюсь вычеркнуть его из своей жизни, он меня из своей. Если общаемся, то такие формально-ролевые, уже он играет определённую роль, я играю роль, что всё хорошо, мило пообщались и разошлись»;
- «Я не хочу больше с ней разговаривать. Честно, я хочу, чтобы меня оставили в покое»;
- «Моя жизнь принадлежит мне. Его больше нет в моей жизни. Если сравнить мою жизнь с моей планетой, тогда его нет вот в этой вселенной, его точно нет. А о том, что происходит в загробном мире, я не знаю, надеюсь, что мы тоже не пересечёмся. По крайней мере пиво пить он там не будет. Такое, что его здесь рядом, осязаемо нет, да, на планете, в физическом мире, материальном...».

Отношения с другими людьми
- «Мне вообще сложно, если я на кого-то обиделась, очень сложно потом этого человека простить. Я коплю негативные эмоции, и мне это не позволяет идти дальше. Я остаюсь в одной ситуации, накручиваю в голове больше, чем это нужно, вместо того, чтобы переступить, про это забыть и перестать разрушать себя своими эмоциями негативными. Да, мне очень сложно находить общий язык с другими людьми и быть открытой. Я очень закрытый человек сама по себе. Мне кажется, что все люди не заслуживают доверия базового. Да, практически все»;
- «Я ищу таких же деформированных людей, и нахожу их! И я чувствую при этом себя комфортно. И у меня не получается вступать с нормальными людьми в отношения, а особенно с противоположенным полом»;
- «Я испытываю страх близких отношений именно потому, что сейчас опять надо мной будет совершаться насилие, а я не смогу этому противостоять. Я не смогу себя защитить»;
- «Этот страх и в дружбе, и в других отношениях, и в общении. Всегда нужно держать уровень... Я очень многое пытаюсь сыграть, когда с кем-то общаюсь, я человека не допускаю в сокровенные вещи. Потому что непонятно, как дальше будут развиваться события, как он себя поведёт, нельзя до конца открываться. Это мешает. Присутствует маска, которая постоянно со мной находится»;
- «Проблема в том, что я не могу выстраивать близкие отношения, потому что меня этому не научили. Отношения, основанные на доверие. Страх есть, но я не знаю, что такое отношения, основанные на доверие, потому что я не могла доверять никому из своих родителей. Боятся, когда ты этого не пробовал, это несколько не рационально, с одной стороны, да? Но страх такой есть, да»;
- «Есть стойкое ощущение, что никому нельзя полностью открыться, довериться в этой жизни. Я буду сто процентов уязвлённой, не защищённой и меня могут уничтожить»;
- «У меня есть подруга очень близкая, я могу с ней очень откровенно на многие темы разговаривать, но всё равно не до конца. У меня друзья такие, я с каждым знаю на какую тему можно поговорить. Нет ни одного человека, с которым бы я была во всех смыслах»;
- «Личная жизнь, конечно. Дружеские связи, семейные связи — всё, что связано с людьми. Просто те отношения, которые есть, не воспринимаются как отношения. Всё-таки основное, нехватка того, что чувствую, это тёплых, надёжных людей, кем бы они не были: или коллегами, или друзьями, мужем».

Отношения с Богом
- «В детской голове есть идеальная картинка мира, а есть реальная картинка мира и при наложении не совпало. Ребёнок говорит: «О чём Вы? Я не сдвинусь с места, пока не будет полного совпадения»;
- «Что если Он всемогущий, как говорят: «волос человеческий не упадёт»... Я не понимаю, почему Он вообще все это допустил, если Он мог меня защитить. Это я сейчас могу как-то всё это оправдывать, рационализировать, говорить, что «да, вот я бы сейчас не была на этом месте, где я сейчас и спасибо большое», какую-то благодарность испытывать, да? Но, я прошла вообще-то через ад, для меня личный просто ад и продолжаю проходить каждый день, просто находясь в этом состояние страха, беспомощности, отчаяния. Конечно, я не хотела быть в этих чувствах. Но, так получилось. Бог попустил, или здесь была Его воля. Какой здесь был промысел? Или не было промысла вообще никакого? Для меня это непонятно. Вопрос, что я Ему доверяла, я к Нему обращалась. Но у Бога всегда какие-то свои планы. Бог всё мог и этого не сделал»;
- «Обида на Бога есть потому что есть ложное представление о том, что я как человек была достойна лучшего исхода»;
- «Он безразлично за всем этим наблюдал. Он же всё это, во-первых, допустил. У меня Бог разделился на два. Один Бог, который допустил всё это, и всё это дело в моей жизни сотворил с целью того, чтобы моя душа возрастала, вот. Мне не понятен его такой жестокий замысел, чтобы во всём этом моя душа возрастала. А второй Бог, он более справедливый, он услышал, как «кровь вопиет к небу», и, собственно говоря, убил этого человека. И он умер. Поэтому один Бог у меня вот такой, который испытывает, для которого любовь — это... Если ты Его любишь, значит ты готова страдать. Если ради Бога тебя не растерзали тигры, не отрубили голову, тебя не жгли, копьями тебя никто не мучил, то ты недостойна спасения, венец ты спасения не обретёшь, и Господь Бог тебя не заметит. Ему нравятся жертвоприношения. Ему надо обязательно, чтобы что-то у тебя... чтобы как-то страдала ты. Я не знаю, наверное, садист какой-то. Кровожадный садизм. Я не знаю, мне кажется, садизм просто наблюдать, как кто-то мучается и считать, что... Он специфическая личность. А второй Бог, Он как раз вот сострадательный. И мне жаль, что так сложилась в жизни моей, папы, нашей семьи, что единственный способ обрести свободу, счастье, вот эти крылья за спиной было то, что он должен был умереть. Каждое наше действие имеет последствия. Видимо если мы настолько сильно превращаем в ад жизнь других людей, то реально их кровь может начать вопить к Небу, и Небо просто это услышит. Их вопль настолько сильный может быть, что это может привести к такому плохому концу»;
- «Обида Бога конечно же. Понятно. Потому что «ну вот где всё то, что мне обещано, вот вся та сладкая жизнь, что, когда мы станем одним, все проблемы исчезнут?».
Отношения с Жизнью
- «Я не знаю, как от жизни можно ждать больше хорошего, если половина жизни уже прошла не очень хорошо. Я постоянно жду удара откуда-то. Я жду, что что-то плохое произойдёт»;
- «От жизни я жду боли»;
- «Я сейчас на таком этапе, что я вообще ничего не ожидаю очень хорошего. Сейчас я ничего не жду вообще. Это, наверное, то, я от чего устала. Вообще стараюсь ничего не ждать, потому что хорошее не исполняющееся не исправляет боль. А плохого ждать какой смысл? Оно или случится, или не случится».

Последствиями обиды в межличностных отношениях являются:
Недоверие себе, людям и Богу
Неспособность к построению эмоционально близких отношений
Изоляция от окружающих
Духовная изоляция от Бога, людей и мира
Обида парализует отношения человека с самим собой, Богом и другими людьми, миром. Человек видит себя, Бога и других людей искаженным образом – сквозь призму обиды, уходит в изоляцию, что приводит к личностной и социальной деградации.
Недоверие
Недоверие людям
- «Мне кажется, что все люди не заслуживают доверия базового. Да, практически все»;
- «Доверие к людям у меня есть, к некоторым. Но, оно складывается не сразу. Сразу я, конечно, не доверяю людям. Должно сейчас уже пройти какое-то время... Вопрос в другом. Отношения даже повлияли не на доверие. А на то, что я в этих отношениях не могу быть самой собой. Я все равно пытаюсь быть хорошей, подстроиться, чтобы заслужить любовь. Потому что мне кажется, что, если я буду самой собой, меня побьют, на меня накричат, меня морально унизят и меня выкинут, не будут со мной общаться. И здесь вопрос в том, что я не могу и мне тяжело быть самой собой в этих отношениях»;
- «В общем я не доверяю людям. Но конкретным людям, да. …..пока, мне кажется, я не готова доверять всем. Потому что когда я маме доверяла и делала так, как она мне говорила, всё привело к краху моей жизни»;
- «Нет доверия ни к кому»;
- «Я не доверяю людям, потому что за моей спиной никто не стоит. Мне не на кого опереться. К кому я приду за помощью в случае чего? Люди существа опасные, поэтому лучше ограничить. Я не могу же, если какой-то человек решит оборвать у меня лепесточки. Как я за себя постою? Чего я делать то буду? Поэтому лучше от них максимально абстрагироваться. И сделать такое выражение лица, чтобы они меня не видели, не замечали»;
- «Я жду, что меня предадут и не доверяю, что люди искренние, честные. Это, наверное, от неуверенности в себе, от чувства контроля. Мне важно знать, что человек по-настоящему про меня думает, и по-настоящему как ко мне относится, поэтому я всё контролирую».

Недоверие Богу
- «Я ему доверяю, но мне сложно иногда понять его замысел. Потому что я прошу об одном, получаю явно противоположенное очень часто. Я бы сама себе такую жизнь не выбрала, а молюсь я практически с самого детства. Я в Церкви, я молюсь, я читаю акафисты и доверяю Богу с самого детства. Но мне это в какие-то моменты дается очень-очень тяжело. Я пытаюсь головой оправдать Бога, но я не понимаю, что же за Бог такой, который всё время нуждается в оправдании своих поступков? У меня наступают такие моменты, когда я перестаю Бога понимать, вообще, что он делает»;
- «Отношения с Богом сложные, странные, потому что с одной стороны было доверие, а с другой стороны я ему не доверяю себя до конца. Потому что есть чёткое понимание, что я знаю, как лучше, и я всё сделаю сама. Недостаточно я верю в то, что Он может сделать для меня».

Недоверие себе
- «У меня сложности с этим тоже, с уверенностью в себе в частности. Мне всё время кажется, что я где-то провалюсь, что-то не доделаю, у меня что-то не получится. Я хуже всех остальных»;
- «Доверия к самой себе нет абсолютно. Мне кажется, что я могу себя предать в любой момент»;
- «Я не научилась себе доверять, потому что, когда мне что-то хотелось, мне говорили, что это неправильное желание. И теперь я стараюсь научиться доверять себе, слушая себя на телесном, эмоциональном уровне. Прислушиваться к своим желаниям. Потому что, когда я сейчас стараюсь удовлетворять свои минимальные желания, то мне становится хорошо. А до того, когда я делала так, как говорила мама, мне было плохо»;
- «Я не чувствую уверенности в самой себе. Мне кажется, что, если я в кого-нибудь влюблюсь, и вдруг кто-то такой войдёт в мою жизнь, мне не хватит силы духа выйти из таких отношений, их разорвать. Только Божией милостью это всё. Мне не хватит характера и любви к себе, чтобы выйти из таких вот плохих отношений. Поэтому я стараюсь в них вообще не вступать».

Духовная изоляция от Бога, людей и мира. Неприятие реальности
Во время переживания обиды человек находится в духовной изоляции от Бога, людей и мира. Человек склонен считать виновными не только обидчика, но и Бога и окружающих людей.
Изоляция от окружающих
- «Я в изоляции. Потому что я боюсь людей. Я очень боюсь с их стороны агрессии. Но самым странным образом я всё равно выбираю людей агрессивных, у которых насилие — это способ существования»;
- «Я в изоляции. Абсолютно. Да. Я живу одна. Я не доверяю никому»;
- «Я думаю, что я этого не замечаю, потому что в силу работы постоянно в моей жизни присутствуют люди, у меня есть лошади, близких людей, теплых в моей жизни точно нет. То есть таких людей, которым можно позвонить, они тебя поддержат. Да, с этой точки зрения я в изоляции».

Недоверие Богу
- «Я ему доверяю, но мне сложно иногда понять его замысел. Потому что я прошу об одном, получаю явно противоположенное очень часто. Я бы сама себе такую жизнь не выбрала, а молюсь я практически с самого детства. Я в Церкви, я молюсь, я читаю акафисты и доверяю Богу с самого детства. Но мне это в какие-то моменты дается очень-очень тяжело. Я пытаюсь головой оправдать Бога, но я не понимаю, что же за Бог такой, который всё время нуждается в оправдании своих поступков? У меня наступают такие моменты, когда я перестаю Бога понимать, вообще, что он делает»;
- «Отношения с Богом сложные, странные, потому что с одной стороны было доверие, а с другой стороны я ему не доверяю себя до конца. Потому что есть чёткое понимание, что я знаю, как лучше, и я всё сделаю сама. Недостаточно я верю в то, что Он может сделать для меня».

Недоверие себе
- «У меня сложности с этим тоже, с уверенностью в себе в частности. Мне всё время кажется, что я где-то провалюсь, что-то не доделаю, у меня что-то не получится. Я хуже всех остальных»;
- «Доверия к самой себе нет абсолютно. Мне кажется, что я могу себя предать в любой момент»;
- «Я не научилась себе доверять, потому что, когда мне что-то хотелось, мне говорили, что это неправильное желание. И теперь я стараюсь научиться доверять себе, слушая себя на телесном, эмоциональном уровне. Прислушиваться к своим желаниям. Потому что, когда я сейчас стараюсь удовлетворять свои минимальные желания, то мне становится хорошо. А до того, когда я делала так, как говорила мама, мне было плохо»;
- «Я не чувствую уверенности в самой себе. Мне кажется, что, если я в кого-нибудь влюблюсь, и вдруг кто-то такой войдёт в мою жизнь, мне не хватит силы духа выйти из таких отношений, их разорвать. Только Божией милостью это всё. Мне не хватит характера и любви к себе, чтобы выйти из таких вот плохих отношений. Поэтому я стараюсь в них вообще не вступать».

Обида мешает жить, мешает освободиться от прошлых обид. Переживание чувства обиды оказывает влияние на образ жизни, способ мышления и мироощущение.
- «Обида мне конечно же мешает. Просто я всё равно возвращаюсь к этому. Я не могу доверять людям. Не могу как-то открыться на самом деле. Не знаю, нет. Это мешает. Эта злость, она помогала, наверное, на первых порах, и то она была с обидой, а сейчас нет, мешает»;
- «Обида мешает доверять и строить отношения не товарно-денежные, а отношения настоящие, когда ты безусловно веришь, любишь, доверяешь. Обида... Наверное, сильно мешает мне освободиться от прошлого, открыться новому чему-то. Как будто бы эта обида определяет то, кто я. И она не даёт мне о себе думать хорошо и о будущем хорошо»;
- «Обида мучает, терзает меня. Она не даёт вздохнуть по-настоящему полной грудью. Не до конца можешь вдохнуть чистого воздуха, вот такое ощущение»;
- «В случае какой-то неудачи моя глобальная обида, она начинает разрастаться, это очень хорошая почва. Я бы сказала так, что сначала я её не видела, как отдельный организм, потом я долго присматривалась. Наконец-то её увидела, как могла разложила по полочкам, прочувствовала, ужаснулась, ещё раз прочувствовала. Как мне кажется, примерилась к тому, что я могу её чувствовать ровно потому, что определённые события в моей жизни привели к тому, что и это чувство у меня тоже есть. Я как живой человек имею право на это чувство. И сейчас у меня одно желание — от него избавиться, потому что оно очень едкое. Мне уже плохо с этим чувством, я бы так сказала. Мне уже тесно, неуютно. Я хочу избавиться…».



Делитесь в соц. сетях
Что делать, если душевная боль становится невыносимой?
Обращение за помощью – первый шаг на пути к изменениям.
Работа с психологом - один из способов получить помощь и поддержку, необходимую для страдающего человека. Опыт многих людей показывает, что нет ситуации столь безнадежной, чтобы ее нельзя было бы улучшить.
Читайте также: