1. Шаги Программы предлагается делать всю жизнь, а это означает отсутствие свободы.
Во-первых, это действительно лишь предложение, и человек вправе поступать, как хочет, самостоятельно решать как и что ему делать. Что очень многие и делают, и некоторые вообще прекращают выздоровление по Программе. Если некоторые из них срываются, то эти случаи, зачастую, не корректно, приписывают к "срывам в Программе", хотя это - ровно наоборот.
Во-вторых, предложение практиковать Шаги всю жизнь, как и предложение "применять эти принципы во всех делах" (Шаг 12), на поверку оказываются предложением просто быть внимательным к себе, вести осознанную, честную жизнь, социализироваться, искать свои смыслы жизни и развиваться в альтруистичности. Это мало отличается, и от того, что по идее должно было бы быть донесено до каждого человека в детстве родителями и социумом, и от того, что нам предлагается, например, всю жизнь следить за здоровьем, правильно питаться и по возможности дышать свежим воздухом, скажем.
2. В Программе навязывается пожизненное посещение групп.
Это не правда. В самой Программе выздоровления про группы нет ни слова. Собрания групп - это просто наиболее простой способ передачи опыта и поддержки "новичкам", что является главной практикой в помощи другим - неотъемлемой части личностного и духовного роста. Но если кто-то хочет делать необходимые для выздоровления действия в менее удобном формате (как первые члены АА, или сегодня вынужденно делают в населенных пунктах, где еще нет групп), то это его право, и это не лишит его процесса выздоровления, только, возможно осложнит некоторые аспекты быта. Очень многие люди, остающиеся трезвыми и функциональными по много лет и считающие себя членами Анонимных Сообществ, посещают собрания довольно редко и, скорее, чтобы повидать друзей, многие прекращают посещать собрания, и лишь в случаях жизненных кризисов, возвращаются на время к такой практике. Но опыт показывает, что важно все же регулярно (пусть и не часто) это делать. Далее - личный выбор каждого. Так же, собственно, как и наставничество, и многое другое.
3. Так же Анонимным Сообществам приписывают некоторые признаки сект и деструктивных культов (присущие, кстати говоря, всем религиозным, клубным, профессиональным и прочим сообществам):
- Формирование особого языка внутри Содружества (что совершенно понятно, для любой социальной группы);
- Закрытость.
Это является не правдой, так как, и деятельность Содружеств абсолютно прозрачна (за исключением личностей членов Содружеств, по вполне понятным причинам), проводятся даже специальные "Открытые собрания", куда может прийти любой желающий, не зависимо от целей, вся литература Содружеств находится в открытом доступе. Анонимность означает лишь отсутствие регалий и социальных статусов членов Содружества внутри Содружества и конфиденциальность лиц и их личных историй (что совершенно понятно);
- Святость учения.
Это предположение не верно потому, что изначально, в литературе Анонимных Алкоголиков, много раз повторяются тезисы о том, что они не претендуют на истину в последней инстанции, что Программа не является панацеей, а так же провозглашается непрофессионализм Сообщества и акцентируется внимание на том, что никаких научных и подобных подтверждений и оснований у Программы нет, кроме позитивного опыта многих людей;
- Отделенность от социума и разделение общества на "своих и чужих".
Второе - правда, но ровно в той же мере, как и такое же разделение у группы людей, больных, скажем, онкологией (есть "мы" - кто больны, и "они" - кто не болеют этим); однако надо сказать, что вся Программа выздоровления довольно четко направлена на жизнь в социуме, принятие всех окружающих людей, необходимость честного открытого взаимодействия со всеми без исключения;
- Запугивание участников тем, что без Содружества и Программы, человек пропадет.
Это - неверное прочтение, так как вся литература Анонимных Сообществ, начиная с книги "Анонимные Алкоголики", написана в виде описания опыта людей испробовавших на себе эту Программу и ПРЕДЛОЖЕНИЯ, попробовать это. В таком же дискурсе, традиционно, происходят высказывания на группах, передача опыта наставником новичку и, так называемые, "спикерские митинги" (деление опытом одного из членов Содружества с группой). Кроме того, постоянно акцентируется внимание на том, что членам Содружества предлагают взять для себя только то, что им, по их мнению, подходит, и отбросить все остальное, из услышанного. Практически все члены Содружеств, в той или иной мере живут без Содружества, пробуют вырабатывать свою меру посвященности и пребывания там, и каждый сам решает какова эта мера. Важно так же, что не имеет значения, где находятся посещаемые группы, это могут быть каждый раз разные собрания, человек может представляться всегда разными вымышленными именами, может ничего не говорить, ни с кем не знакомиться.., то есть назвать это принадлежностью конкретной общине не возможно;
- Чтобы не перечислять долго, можно отметить наиболее принципиальное: в Анонимных Сообществах нет таинств, нет общепринятых обрядов (за исключением отдельных традиций отдельных групп, которые, кстати, сами решают, как им проводить собрания), нет гуруизма (ну, кроме случаев, когда кто-то лично болеет тем, что ищет, из кого бы сделать кумира для себя; основатели Программы уважаемы, но ни в коем случае не считаются гуру, учителями, "просветленными", святыми; есть лишь слово "ветераны" которое имеет свой изначальный смыл, и не более того), нет цензурирования информации (за исключением рекламирования или пропаганды каких-либо идей, религий или идеологий), нет пропаганды самой Программы, нет никаких членских взносов и вообще финансовых обязательств, а так же нет никакой формально закрепленной за Анонимными Содружествами собственности или материальных ценностей и финансовых средств. Декларируемые цели от начала до конца одинаковы, а ценностные ориентиры неизменны. Программа "12 Шагов" категорически неконфессиональна (хотя фундаментально и построена на христианских основах), не содержит в себе догм, не призывает к определенным политическим или социальным направлениям, Анонимные Содружества не придерживаются, как общность, никаких религиозных, антропологических, психологических и иных взглядов, традиций, школ, учений, направлений. При том, что каждый из членов Содружества может сам для себя решать как ему жить и каких взглядов придерживаться.
Основой Программы являются общепринятые человеческие добродетели:
честность, открытость, альтруизм, социальная ответственность (и ответственность вообще) и трезвость, в широком смысле. А единственной главной целью является - помощь тем, кто еще страдает от зависимости" .
4. Еще есть утверждение, что реальное поведение члена Содружества может не соответствовать заявляемым им же ценностям, но это странная претензия, так как не понятно, кто из людей смог достичь совершенства. А вот то, что уровень честности, альтруистичности, открытости, мужества, верности и трезвости у людей, выздоравливающих по программе "12 Шагов" постоянно растет - это очевидно, и для тех, кто сталкивается с выздоравливающими людьми в социуме и быту, и для тех, кто внутри Анонимных Содружеств.
5. Очень часто претензии к Программе основываются на фактах поведения или поступков отдельных личностей, являющихся членами Содружества.
Но это очень странно и не корректно - судить таким образом. Учитывая, что Программа не претендует на панацею, и черным по белому в ней написано: «Мы не претендуем на совершенство, а лишь на духовный прогресс» (книга "Анонимные Алкоголики"). Тем более, что оценить, насколько человек искренне работает по Программе просто не возможно, а вот оценить изменения тех, кто искренне выздоравливают, возможность есть у тех, кто живет рядом. И таких свидетельств много. Но это опять же, вопрос полемический, и столько же доказательств, сколько будет найдено "в пользу", будет найдено и "против". Это связано с тем, что программа «12 Шагов» все же не подлежит однозначному анализу с точки зрения психологии, медицины, социологии или религиоведения. Можно только посмотреть на конкретные результаты, начиная с 1939 года.
Все, что сказано в этом тексте имеет свое подтверждение, прежде всего в литературе Анонимных Сообществ (цитаты не использованы лишь потому, что текст итак слишком большой), а так же в личном опыте сотен выздоравливающих, с которыми я лично знаком и каждый день общаюсь.
Источник