CODEPENDENCY.RU

История «Программы 12 Шагов»

Движение «Анонимные Алкоголики» (АА) и впервые сформулированная в этом движении «Программа 12 Шагов» явились одновременно и предпосылкой (исторической и идейной) и следствием развития и реализации идеи «терапевтической общины», «терапевтического сообщества».

«Программа 12 Шагов» стала воплощением в конкретную практику человеческих взаимоотношений первоначального, заложенного еще в первые века христианства, смысла понятия «терапия» (от греч. therapeia) как «совместного служения Богу и друг другу».
Основанные, таким образом, на раннехристианских традициях идеи будущей «Программы 12 Шагов», пройдя через Средневековье, получили свое развитие в эпоху Реформации, а затем – в движении евангелистов ХIХ века. «Новейшая история» основных положений Программы начинается с конца ХIХ века, когда известный лютеранский пастор из Пенсильвании, доктор Фрэнк Бушмен основал в Англии движение под названием «Христианское братство первого века». В период с 1921 по 1939 годы это движение называлось «Оксфордская группа». Позже ему было дано новое название – «Движение за моральное перевооружение». Видным деятелем этого движения стал епископальный священник Сэмюэль Шумейкер. В «Оксфордской группе» понимание недостаточности индивидуалистического, изолированного от других людей и от Церкви подхода к решению собственных мировоззренческих проблем привело к выработке некоторых рекомендаций, служащих как бы вехами на пути становления зрелого христианина, дающих человеку возможность более полно и предметно оценить степень реализации христианских принципов в своей жизни.

Переработанные основателями движения АА Уильямом (Биллом) Уилсоном и Робертом (Бобом) Смитом, также в разное время участвовавшими в «Оксфордской группе», принципы этого движения составили основу «Программы 12 Шагов Анонимных Алкоголиков». Четко сформулированные «шаги», а также весь последующий опыт работы движения, фиксируемый в множестве книг и брошюр и осмысливаемый вслух на регулярных собраниях, – все это помогло очень многим людям обрести исцеление от смертельно опасного недуга – алкоголизма и наркомании.
В основе «Программы 12 Шагов», как и терапевтической общины, лежит покаяние. Русскому слову «покаяние» в древнегреческом языке соответствует слово «metanoia», что значит «перемена разума», «перемена образа мыслей».

Покаяние – это поворот всей человеческой жизни к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим».

Именно такой поворот происходит с человеком, начавшим работать по «Программе 12 Шагов».
Покаяние
Начиная с самого первого Шага Программы покаяние – совершенно необходимое условие (а одновременно и результат) «работы по шагам».
  • Первый шаг. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что наша жизнь стала неуправляемой.
    Без покаяния невозможно ни принять, ни признать свое бессилие, невозможно увидеть неуправляемость своей жизни
  • Второй шаг. Пришли к убеждению, что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.
    Без покаяния нельзя осознать и, главное, почувствовать, «что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие» – хотя бы потому, что для этого необходимо признать недостаточность у себя здравого смысла, признать ограниченность своих собственных усилий.
  • Третий шаг. Приняли решение вверить нашу волю и нашу жизнь Богу, насколько мы Его понимаем.
    Не начав каяться, человек никогда не сможет попросить у Бога помощи, не сможет «вверить ему свою волю и свою жизнь»
  • Четвертый шаг. Произвели глубокое и бесстрашное исследование своего поведения.
    Четвертый Шаг – это тщательнейший анализ всей своей прошлой жизни, всех, даже самых темных ее сторон, это непредвзятая оценка всех совершенных поступков. И не случайно этот Шаг делается не вначале, не сразу, а лишь когда человек в результате первых трех Шагов обретет новую духовную основу для своих действий, новое видение всего происходившего и происходящего с ним самим и с другими людьми.
  • Пятый шаг. Признались перед Богом, перед собой и перед другим человеком в сущности своих ошибок.
    Пятый Шаг в психологическом смысле представляет собой прямой аналог исповеди.
  • Шестой шаг. Полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших отрицательных черт характера.

    Седьмой шаг. Смиренно попросили Его устранить все наши изъяны.
    Шестой и Седьмой Шаги – это прямое обращение, после должной подготовки, к Богу с просьбой об очищении, избавлении от грехов.
  • Восьмой шаг. Составили список тех, кому мы причинили зло, и приготовились возместить им всем нанесенный нами ущерб.

    Девятый шаг. Лично возместили ущерб всем этим людям, где это было возмож­но, кроме тех случаев, когда такое возмещение принесло бы вред им или кому-либо другому.
    Восьмой и девятый Шаги – это попытка непосредственно воплотить в жизнь важнейшую христианскую заповедь о любви к ближнему, это возрождение действовавшего в раннехристианских общинах принципа «restitutio» – компенсации причиненного вреда, восстановления нарушенных дурным поступком взаимоотношений.
  • Десятый шаг. Продолжали критически наблюдать за своим поведением, и когда ошибались, то своевременно признавали это.
    Десятый Шаг вводит покаяние в повседневную жизнь человека, делает его необходимым элементом этой новой жизни.
  • Одиннадцатый шаг. Старались путем молитвы и размышления углубить наш сознательный контакт с Богом, как мы Его понимаем, молясь о знании Его воли для нас и о силе для исполнения этой воли.
    Одиннадцатый Шаг говорит о необходимости путем упорной молитвы постигать волю Бога в отношении себя (отказываясь, таким образом, от своеволия), а также об обращении к Богу как источнику силы для выполнения Его воли.
  • Двенадцатый шаг. Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих Шагов, мы старались делиться таким опытом с другими алкоголиками и применять эти принципы во всех наших делах.
    И, наконец, Двенадцатый Шаг также необходимо включает в себя покаяние – хотя бы потому, что, неся другим людям весть о своем выздоровлении, человек, прежде всего, будет рассказывать им о своей болезни и обо всем своем прошлом, естественно, выражая свое отношение к нему.
Несколько иные (хотя тоже, несомненно, связанные с покаянием) аспекты работы «Программы 12 Шагов» выражены в трех следующих фразах, своеобразном «фольклоре» Движения АА:

  • доверься Богу;
  • очисти свой дом (имеется в виду дом своей души);
  • помогай другим. Здесь подчеркивается первостепенная важность веры (и не только веры в Бога, но и доверия Ему), необходимость усердной самостоятельной работы по «расчистке места» в своей душе для принятия этой веры; наконец, выделяется служение как неотъемлемый элемент собственного духовного роста.
Движения «Анонимных Наркоманов» и «Анонимных Алкоголиков» широко распространились по всему миру. В настоящее время количество групп этого движения превышает сто тысяч (более чем в 200 странах мира), а их ежегодный прирост только в США и Канаде составляет примерно 4000 групп, и число участников движений постоянно растет.

Уже более двух миллионов людей, многие из которых потеряли в свой жизни все, людей, покинутых близкими и обществом, благодаря АА и АН вернулись к полноценной жизни, обретя осмысленную и счастливую трезвость, которая выражается не только в отказе от любых наркотических веществ и алкоголя, но, прежде всего, в новом (в широком смысле – трезвом) взгляде на мир, других людей, себя, свои отношения с Богом.

Для очень многих людей «Программа 12 Шагов» стала ступенью на пути к Богу и Церкви. Именно в этом, по-видимому, кроется причина необычайно высокой эффективности Программы и построенных на ее основе терапевтических подходов. Эти подходы – не терапия в традиционном смысле, а новый образ жизни, или, иначе, не что иное, как некоторое упорядочение и своеобразная конкретизация (применительно к решению частных вопросов) основ христианской общинной жизни, реальная практика восстановления истиной соборности.
Со временем «Программа 12 Шагов» и работающие на ее основе группы самопомощи стали источником новой жизни и для людей, страдающих другими видами зависимости. Прежде всего – это группы, объединяющие родственников алкоголиков. Движение, включающее в себя эти группы, получило название Ал-Анон, а группы родственников наркоманов – «Нар-Анон» (не путать с упоминавшимся ранее «Наркононом», являющимся отделением религиозной секты сайентологов). Возникли также группы для подростков (Алатин) и детей (Алатот) из алкогольных семей.
Большое значение для последующей популяризации Программы и развития включенных в нее психологических концепций имело движение «Взрослые дети алкоголиков», объединившее всех, кто вырос в алкогольных и любых иных неблагополучных семьях. Как выяснилось, все эти люди (а это, как показывает практика, абсолютное большинство вообще всех людей) являют некую общую специфику имеющихся у них личностных проблем, которая и служит основой для формирования в последующем тех или иных видов зависимости.
«Программу 12 Шагов» стали применять и для решения вполне конкретных проблем другого рода, например таких, как переедание, зависимость от сексуальных отношений, накопительства, азартных игр и даже от неукротимого стремления одалживать деньги.

Кроме того, пользуясь этой же программой, люди стали успешно справляться со своими эмоциональными трудностями, работая, например, в таких группах, как «Анонимные Эмоционалы» и многих других.

С конца 70-х годов в нашей стране тоже стали появляться первые группы «Анонимных Алкоголиков» (АА), а несколько позже – и «Анонимных Наркоманов» (АН). За прошедшие годы эти движения, особенно АА, значительно разрослись и окрепли. Сейчас в России около двухсот групп АА (из них около 30 – в Москве), в которых обрели трезвость уже тысячи людей.

На собрании групп самопомощи «Анонимные Алкоголики» или «Анонимные Наркоманы» может присутствовать всякий, считающий, что он имеет проблемы с алкоголем или наркотиками. Родственники этих людей, их друзья, а также все, интересующиеся проблемой алкоголизма или наркомании, могут посещать так называемые «открытые» собрания этих групп. В списке групп дни этих собраний указаны особо.

Очень важно, чтобы родственники наркоманов и алкоголиков сами начали работу в специальных группах самопомощи. На сегодня в разных городах России есть много групп движения, которое называется «Ал-Анон» (от слов «АЛкоголики АНОНимные). Это движение создавалось женами основателей «Анонимных Алкоголиков», которые, начав общаться, увидели, что у них есть множество своих очень схожих проблем, причем многие из этих проблем появились у них с самого детства, то есть задолго до того, как их мужья начали пить. Они поняли, что им не меньше, чем их мужьям, необходимо всерьез и по-новому задуматься о своей жизни, начать совсем по-иному реагировать на то, что в ней происходит. Чтобы научиться этому, они выбрали ту же «Программу 12 Шагов», что лежит в основе движения «Анонимных Алкоголиков», справедливо посчитав, что если она помогает их мужьям, то поможет и им. К тому же это позволило им использовать для решения собственных проблем богатый опыт выздоровления, уже накопленный к тому времени «Анонимными Алкоголиками».

Созданное ими движение, а также появившиеся несколько позже группы родственников наркоманов (они называются «Нар-Анон» – от слов «НАРкоманы АНОНимные») являются наиболее действенным средством выхода из тупика, в котором оказываются ВСЕ члены семьи, где кто-то из ее членов пьет или употребляет наркотики.

Групп «Нар-Анон» пока мало даже в Москве, но пусть это Вас не обескураживает. Вы можете смело придти на любую группу «Ал-Анон», ведь проблемы в семьях алкоголиков и наркоманов только кажутся различными, по сути же они совершенно одинаковы, и Вы в этом убедитесь, как только начнете их решать. К тому же в большинстве групп «Ал-Анон» как минимум половина участников – родственники именно наркоманов, поскольку эта болезнь, как известно, уже стала настоящей эпидемией, охватывающей все больше и больше людей.

Собрания групп проходят в специально установленном порядке.
В первой части собрания присутствующие, назвав свои имена (но не фамилии) и свое отношение к проблеме, могут, если хотят, высказаться по обсуждаемой на данном собрании теме. При этом следует опираться прежде всего на свой собственный опыт, и говорить только о себе и от себя, избегая общих рассуждений и обобщений. Не принято задавать выступающим вопросы и вступать с ними или с другими присутствующими в дискуссии.

Во второй части собрания, которая, как правило, проходит за чашкой чая, общение уже ничем не ограничено, хотя и здесь не приветствуются разговоры на темы, не имеющие непосредственного отношения к выздоровлению от зависимости, поскольку главная и единственная цель этих групп – помощь в решении проблем, связанных с зависимостью.
Рекомендуем к прочтению
Хорошо известно, что один из наиболее эффективных методов исцеления от алкоголизма (как и от других форм зависимости) – Программа «12 Шагов», разработанная и уже более 70-ти лет применяемая в Сообществе Анонимных Алкоголиков (АА). За это время благодаря принадлежности к АА и работе по Шагам трезвыми и здоровыми стали миллионы людей по всему миру.

Однако среди православных христиан до сих пор существуют сомнения и опасения – совместима ли работа по «12-ти Шагам» с православной верой, с участием в церковной жизни?

Возможно, разрешить эти сомнения многим поможет книга архиепископа Мелетия «Шаги преображения». Отец Мелетий убедительно отвечает на часто задаваемый вопрос: «Может ли православный христианин, сохраняя безусловную верность Церкви, обратиться за помощью в АА? Ведь есть Таинства – Покаяние (Исповедь), Соборование, Причащение. Есть советы и молитвы духовного отца. Зачем искать помощь где-то еще? Не говорит ли это о нехватке веры?»

Отец Мелетий на собственном опыте убедился, что членство в АА никоим образом не противоречит и не препятствует членству в Церкви. АА и Церковь не соперники и не враги: АА вообще не претендует на роль какой-либо церкви или религии. Программа АА «12 Шагов», как подчеркивает отец Мелетий, «никогда не заменит евангельский зов Христа».

Принадлежность к АА никак не подменяет членство в Церкви и ничего не отнимает ни от Православия, ни от католичества, ни от любой другой духовной идентичности. Напротив, АА и Программа «12 Шагов» могут дать – и уже дали огромному числу христиан – возможность глубже жить в своей вере и открыть в литургической жизни новую, прежде недоступную страницу. Снова и снова тысячи, если не миллионы обратившихся за помощью в АА, переживают одно и тоже: «Шаги» работают. В современных реалиях такое замечательное сочетание духовности с практикой оказывается очень успешным.

Автор преследует две цели. Первая – проанализировать Программу «12 Шагов», подробно ее разъяснить и показать, какую важную роль играет каждый Шаг в лечении алкоголизма и других зависимостей. Вторая – рассказать о Программе так, чтобы члены Православной Церкви, если решат ею воспользоваться, смогли найти в ней ценный источник для своего духовного развития. Повествование о процессе избавления от пагубной зависимости ведется в терминах и выражениях, хорошо известных православным христианам.

По мере чтения книги начинаешь понимать: даже поверхностное знакомство с Программой «12 Шагов» способно побудить человека жить в православной вере более осознанно. Кроме того, поскольку каждый из Шагов имеет нечто общее с Писанием, а также Преданием и молитвенной практикой Православной Церкви, о. Мелетий наглядно показывает, что для православных христиан вполне возможно сделать Шаги частью своей жизни, тем самым углубив свой духовный опыт.


Архимандрит Мелетий (Уэббер)
Шаги преображения: православный священник размышляет о программе «12 шагов»
Делитесь в соц. сетях
Христианский благотворительный фонд «Старый Свет»
Алкоголизм и наркомания, а также связанный с ними рост заболеваемости ВИЧ/СПИДом, гепатитами, туберкулезом и другими опасными заболеваниями достигли в наши дни масштаба социальной катастрофы, приносящей трагедии в миллионы семей. Мы убеждены, что первооснова этого — духовные дефекты личности и общества. Важно, однако, учитывать, что эти болезни имеют и биологические, психологические и социальные причины.

Поэтому мы считаем, что единственно реальный путь решения проблемы — восстановление и развитие христианской духовности человека и общества. Конечно же, при этом необходима и тщательно спланированная работа по комплексному решению медицинских, социальных и психологических проблем зависимых людей и их окружения.

На сайте Вы сможете не только познакомиться с нашей работой, но и получить информацию о действующих реабилитационных центрах, группах самопомощи, а также прочитать полезные статьи, выдержки из книг и другие материалы по проблемам ВИЧ/СПИДа и химической зависимости.
Читайте также: