Наталия Михайлова

Созависимость:
как мы её понимаем

Христианский психолог, детский и семейный психолог, консультант по созависимости

Современный взгляд на созависимость

На наш взгляд созависимость не является сугубо психологической реальностью.

Опыт, накопленный в практике работы с семьями, в которых есть проблема химической и других зависимостей, свидетельствует, что помимо психологического аспекта, созависимость также включает в себя био- (генетический, соматический), социо- (дисфункция семьи и общества) и духовный аспекты.
Американские исследователи, в частности Charles Whitfield, John Bradshaw, Darlene Lancer, считают в созависимости нарушаются отношения с самим собой, с Другим и с Богом.

В этом мы можем увидеть, как и аспекты природы созависимости («собой» — психологический, «другой» — социальный, «Богом» — духовный), так и условие выздоровления: исцеление самого себя невозможно без выстраивания здоровых отношений с Другим и Богом.

Таким образом мы определенно можем сказать, что созависимость — есть результат деформированной, дисфункциональной системы человеческих отношений.
Но что иметь ввиду, когда мы говорим о человеческих отношениях?
Сегодня, в век социальных сетей и систем мгновенного обмена текстовыми сообщениями, регулярное или редкое общение с сотнями «френдами» в Фейсбуке, многие также назовут отношениями.

Слободчиков В.И., российский психолог, доктор психологических наук, профессор, напоминает, что общение своими корнями уходит в ветхозаветные времена: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; создадим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). — Помощника, Другого, Друга, способного отвечать, понимать, вопрошать о самом главном в этой жизни». Так, Священное Писание, говорит, что человек создан, чтобы жить в общении, общности с Богом и  другими людьми, то есть создан существом общинным.
Обратимся к еще одному христианскому психологу, консультанту по химическим зависимостям, председателю благотворительного фонда «Старый Свет» Проценко Е. Н.:
Слова «общение», «общность» и однокоренные им слова «община», «сообщество» в большинстве современных европейских языков имеют форму, восходящую к латинскому communis, communitas, communio (ср. англ. «communication», «community», фр. «communication», «communaute», «commune» — в русском языке с ними связаны слова «коммуна», «коммунальный», и даже «коммунизм»). А исходные латинские формы, как мы видим, имеют приставку СОМ- (СО-), означающую совместность, взаимодействие, и корень MUNUS, основные значения которого: «служение», «милость», «дар», «жертва», «бремя».

То есть, изначальный смысл этих слов с очевидностью связан со служением друг другу и Богу, взаимной милостью, совместной (или приносимой друг другу и Богу) жертвой, «несением бремен друг друга». Недаром латинское название главнейшего христианского Таинства — Евхаристии, причастия, ради которого, прежде всего, и существует сама Церковь и все, что в ней есть — communio.

Итак, общение и общность означают изначально важнейшие и желаннейшие для человека состояния, основа которых — истинная жертвенная Любовь.
Проценко Е.Н.
Понятие общности в христианской психологии рассмотрел и определил Слободчиков В. И.:
В общности люди объединены на основе общих ценностей и смыслов, где общность «прежде всего духовно-психологическое единство людей, характеризующееся взаимным принятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу».

Устойчивая духовная связь между участниками общности является исходной нормой. Такая общность предоставляет возможность наиболее полного понимания одной индивидуальностью другой индивидуальности. Но для реализации такой возможности необходимы постоянное общение, диалог, взаимное доверие и сопереживание.

«Подлинная, бытийная общность предполагает, несмотря на препятствия и «непрозрачность» другого, выход за рамки самого себя и понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы
Слободчиков В.И.
Созависимость мы противопоставляем общности.

Но как противопоставление оно не возникает из ниоткуда, а является искажением общности.

Там, где нет взаимопонимания, диалога, сопереживания, жертвенности, духовного единства, общность перестает быть общностью, а становится созависимостью.

А созависимость, в свою очередь, является почвой для всех типов зависимости.

Наглядно это изобразили специалисты фонда «Старый Свет» иллюстрациями двух древ: древо свободы и древо зависимостей, где стволами деревьев являются общность (древо свободы) и созависимость (древо зависимостей).
Мы видим, что от ствола созависимости расходятся ветви различных зависимостей: наркомания, алкоголизм, игромания, сексоголизм и др.

Ветки на древе свободы скрыты густой листвой, но они тоже символизируют отношения с теми же объектами, которые обозначены на древе зависимостей. Но в отличие от древа зависимостей эти отношения с объектами являются здоровыми, т. е. объекты в этих отношениях употребляются по назначению.

Также хотелось бы обратить внимание, что на иллюстрации древ свободы и зависимостей, корнями у древа свободы является вера, а у древа зависимостей — эгоизм.
Проценко Е. Н. уверен, что в оторванном от Бога мире, истинная общность, истинная жертвенная любовь недостижимы, поскольку люди, в силу своей испорченной грехом природы, отделены от Источника этой Любви, а значит с трудом способны являть ее даже своим близким, в том числе и своим детям.
Именно поэтому место любви столь часто занимает страх, вместо веры, то есть, способности видеть Бога центром мироздания, у человека расцветает самость, эгоизм — то есть, помещение в этот центр себя самого.

А из этих почвы и корней вместо общности вырастает ствол созависимости — психологического синдромокоплекса, хорошо знакомого большинству людей.

Этот ствол служит основой для развития самых разнообразных зависимостей (от химических веществ — алкоголя и наркотиков, от азартных игр, от секса, от работы, от другого человека и т. д.).

Перечень видов зависимостей бесконечен, однако все они имеют одну природу и очень похожие проявления несмотря на кажущиеся внешние различия.

Последствия всех видов зависимости, даже самых, казалось бы, «невинных», одинаково разрушительны для личности человека, для его здоровья, а также для всех его родственников и его любых социальных связей.

Наиболее же разрушительны духовные последствия зависимости, к которым относятся искажение системы ценностей, смещение целей, размывание границ между добром и злом — и все новые и новые, порой непреодолимые, препятствия для полноценного общения человека с Богом.
Проценко Е.Н.
Напомним: созависимость также переживается на уровне личности как чувство потерянности, неполноценности и пустоты. И в отличие от американских исследователей, причиной ее мы считаем, не просто утрату «подлинного Я», а отрыв человека от духовного начала.
Подытоживая, ознакомим вас с определением созависимости, из которого мы исходим в своей практической работе:
Созависимость — сложное био-, психо-, социо- и духовное состояние, выздоровление от которого подразумевает построение здоровых отношений с самим собой, с Другим и Богом.

Созависимость — есть искажение общности. На уровне личности созависимость переживается как экзистенциальный вакуум и внутренняя пустота, потеря себя, размытость или утрата индивидуальных черт, тотальное одиночество.

На уровне общества созависимость проявляется в разобщенности, снижении или исчезновении совместных форм бытия, в поражении межличностных отношений, проявляющиеся чаще всего в использовании других людей и даже Бога для удовлетворения своих потребностей и в нездоровых отношениях с самим собой.

Человек обращается к различным внешним вещам в стремлении заполнить пустоту и пытаясь найти опору в химических веществах, еде, сексе, других людях, работе, социальных сетях, во внешней стороне религиозной жизни и др., что становится предпосылкой формирования различных видов зависимости.

Делитесь в соц. сетях
Что делать, если душевная боль становится невыносимой?
Обращение за помощью – первый шаг на пути к изменениям.
Работа с психологом - один из способов получить помощь и поддержку, необходимую для страдающего человека. Опыт многих людей показывает, что нет ситуации столь безнадежной, чтобы ее нельзя было бы улучшить.
Читайте также: