«Мученик»
- это наиболее распространенная роль. В ее основе лежит ложное понимание достоинства и гордости, смешение этих двух понятий. «Мученик» получает удовольствие от своей способности страдать.
Он испытывает удовлетворение от потерь и поражений не меньше, чем от одерживаемых побед. Для него лучше оказаться «правым» в своих, пусть даже наихудших, предположениях и прогнозах, чем искать и находить действительный выход из ситуации. Он несет свое бремя, стиснув зубы. Не ищет помощи, отказывается от нее, хочет справиться со своими трудностями в одиночку. Но за гордым фасадом он скрывает ощущение безысходности, отсутствие другой возможности для себя, другого выбора в данной ситуации. Все альтернативы оказываются слишком пугающими - ему кажется, что все они требуют резких перемен в жизни. Страшит необходимость быть самостоятельным в жизни. Человек боится оказаться оставленным, покинутым своим партнером. Жизнь «мученика» проходит в надежде, что его страдания когда-нибудь окупятся сторицей, однако даже эта надежда слишком туманна, уверенности в таком результате у него нет.
Ощущение внутренней пустоты такой человек стремится заполнить сознанием своего мученичества, смакованием его, пытаясь занять этим все свое время и все силы, чтобы не думать о том, для чего он мучается, и какое значение имеет пугающее его чувство внутренней пустоты.
«Тиран»
- противоположность «мученика». Часто испытывает и проявляет чувство гнева и горечи, чего «мученик» не может себе позволить. Сосредоточен на поиске чужих ошибок и на обвинениях других, хотя его собственное поведение часто выходит из-под контроля. Если «мученик», чтобы облегчить свое состояние, пытается уйти в работу, что-то делать, то «тиран» хочет заставить измениться других, он стремится заставить их «работать», чтобы самому обрести хотя бы иллюзию уверенности, покоя и безопасности. И «мученик» и «тиран» переоценивают то влияние, которое они могут оказать на окружающих их людей. Оба не знают разницы между тем, что они могут изменить, и тем, что изменить не в их силах. Если «мученик» постоянно манипулирует окружающими, стараясь оставаться «хорошим» в их глазах, то «тиран» манипулирует ими, вызывая в них чувство гнева или вины.
Помощник в «прятках от проблем», «пособник»
Он неосознанно противодействует попыткам другого человека измениться, например попыткам алкоголика начать трезвую жизнь, потому что привык к тем стереотипам поведения, которые он выработал в общении с другим человеком (родственником, другом, подчиненным, пациентом), и ему страшно менять себя, свое видение и понимание ситуации, свои формы поведения. А он понимает, что это придется сделать, если другой человек как-то изменится, например алкоголик перестанет пить. Действия «пособника» направлены на сохранении «статус-кво», эти действия помогают поддерживать в другом человеке отрицание его проблем. Причем часто эти проблемы отрицает и сам «пособник», и это отрицание настолько сильно, что может сохраняться даже после того, как другой человек их у себя признает и начнет свой путь к выздоровлению. Например, «пособник» алкоголика (эту роль очень часто играют жены алкоголиков) может отрицать, что алкоголизм вообще существует, или что он есть у супруга («...все его проблемы - от расстроенных нервов, от тяжелой жизни, от плохого воспитания, от трудных родственников...», и т.д. и т.п.). Или же, как часто бывает, «пособник», хотя и соглашается формально с тем, что его супруг болен алкоголизмом, и даже выражает внешне свою озабоченность по этому поводу, тем не менее, продолжает неосознанно содействовать развитию болезни (покупать спиртное, выделять на него деньги и т.д.), и мешает алкоголику понять всю остроту проблемы тем, что всячески заглаживает последствия выпивок своего супруга (извиняясь за его прогулы на работе и оправдывая его перед начальником, беря на себя рабочие или семейные обязанности с которыми не справляется супруг-алкоголик, и т.д.).
«Отчаявшийся»
Это человек апатичный, безучастный, впавший в эмоциональный ступор. Он может ощущать свое состояние как род спокойствия или даже мира в душе, но при этом у него отсутствует всякая надежда, а его страдания не имеют для него никакого смысла. Он утрачивает и само ощущение страдания, душевной боли. Такой покой обманчив - отсутствие смысла жизни часто ведет «отчаявшегося» к попыткам суицида (активного, прямого, - или же пассивного, косвенного, когда у человека пропадает желание жить и он не стремится избежать смерти, например, отказываясь пойти к врачу в случае болезни).
Проект «От созависимости к любви»
Мы регулярно проводим бесплатные и платные мероприятия: лекции, курсы, семинары и терапевтические группы.
Оперативно узнавать о всех наших мероприятиях можно в нашем telegram-канале.
Бесплатные лекции наших специалистов можно смотреть на YouTube-канале Дениса Злобина.